DataHomes - ПРОДАЖА ПРОВЕРЕННЫХ КОНТАКТОВ:

ОТДЕЛОВ СНАБЖЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ.

БАЗЫ ДАННЫХ - ПРОЕКТОВ, СТРОЕК МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

+7
 495 228 47 28

Получить БЕСПЛАТНО наглядную версию!
База строительных компаний и объектов!

*Ваши контакты, останутся конфиденциальными и не будут переданы третьим лицам.

Цветопередача. Что мы о ней знаем и почему это так важно?

ЦветопередачаСветодиоды перестали быть новинкой, они надежны, эффективны и недороги. Используются уже не только в рекламных вывесках, а и в области бытового применения – от ламп освещения до оптики в автомобилях. Казалось бы, чего еще можно от них ждать? Но технология светодиодного освещения, широко применяемая уже более 10 лет, не может совершенствовать только количественные параметры. Должен быть скачок в качестве, в том числе в качестве самого света. В чем он заключается, как определяется и что может дать?

Как мы видим цвет?
Свет — это электромагнитная волна. На одной длине волны работает одна радиостанция, на другой — другая, на третьей мы видим. Видимый диапазон относительно узок, но энергия кванта света в этом диапазоне различается вдвое, и действуют разные участки этого диапазона на человека по-разному.

К свету чувствительна нервная ткань сетчатки глаза. При слабой интенсивности работают только палочки, которые реагируют на свет любой длины волны и позволяют видеть, но не различать цвет — поэтому «в темноте все кошки серые». При достаточной освещенности включаются в работу колбочки трех типов, чувствительные к разным длинам волн; сравнивая степени возбуждения колбочек этих трех типов, мозг определяет цвет света.

Большинство современных мониторов соответствуют стандарту TrueColor и показывают 16,7 миллиона цветов. Казалось бы, если человек и десяти цветов в радуге не различает, то миллионы должны удовлетворить его полностью? Но монитор показывает — очень детально — значительно меньшее количество цветов, чем можно увидеть в природе. Цветовой охват монитора примерно вдвое меньше того, что способен увидеть человеческий глаз.
Монитор не может показать, к примеру, чистый голубой цвет, поэтому электроника пересчитывает картинку так, чтобы небо было несколько голубее других цветов в сцене. Если сравнить спектральные параметры, станет ясно, что небо, показанное в телевизоре, и небо над головой — это разные цвета. Истинное голубое небо можно увидеть только глядя вверх или в иллюминатор, а не на монитор или журнальную страницу.

Сравнивая увиденное с тем, каким небо было вчера и какое оно в детских воспоминаниях, можно научиться видеть разницу между настоящей небесной голубизной и тем, что под видом нее показывает монитор.

Цвет не определяется исключительно сочетанием длин волн. Выньте цветок из петлички и попросите покрасить в тот же цвет автомобиль — результатом вы, скорее всего, будете озадачены. Спектр образца будет снят точно, краски смешают правильно, и прибор проконтролирует результат на соответствие заданию. Но глазами вы увидите, что машину вам покрасили в другой цвет. Он будет выглядеть иначе и потому, что машина другого размера и рассматривается на другом расстоянии, и потому, что она выглядит и воспринимается как машина, а не как цветок. Отношение к предмету влияет на цвет; даже банан на картине кажется нам желтее яблока, нарисованного той же краской.

Что такое цветопередача?
По фотографии, к примеру, яблока понятно, на природе или в помещении она сделана. Мы можем не знать, каким было яблоко на самом деле, но увидим, что цвета стали какими-то другими. А профессиональная фотовспышка приблизит цвета к «настоящим». Свойство меньше или сильнее искажать цвета по сравнению с цветами тех же предметов при естественном освещении называется цветопередачей.

Классическая шкала цветопередачи CRI (расшифровывается как Colour Rendering Index) представляет собой набор индексов, из которых на практике используется один общий индекс Ra. Чем ближе его значение к 100 единицам, тем ближе цвета освещенных поверхностей к цветам под солнечным светом. У самых дешевых люминесцентных ламп Ra равно 60, у светодиодных светильников для дорог обычно 70, санитарный норматив Ra для помещений с постоянным пребыванием людей — 80, повышенной цветопередачей считается 90, и уже продаются светодиодные источники с Ra, превышающим 95. Визуально оценить цветопередачу можно, к примеру, так: если освещенное помещение выглядит серым и, чтобы разглядеть цвет, к примеру, ткани, хочется подойти к окну, — значит, цветопередача невысока.

Яблоко, освещаемое белым солнечным светом из всех цветов радуги, отражает разные цвета с разной эффективностью. Идеально красное яблоко отражает только красную компоненту, остальные цвета поглощает. Реальное яблоко разными участками отражает разные компоненты белого света с разной эффективностью, причем по-разному в разных направлениях. Цвета участков влияют на восприятие соседних участков, меняют его; поменявшись, восприятие меняется снова (в философии этот феномен называется «движущийся нож знания»). А в помещении с плохой лампочкой разглядывать почти нечего — видим просто яблоко.

Эту разницу мы чувствуем, а если помним, как может под солнцем выглядеть яблоко, и с любопытством художника на это новое яблоко смотрим, то и видим ее.
Величина индекса цветопередачи зависит от полноты спектра: чем больше спектральных компонентов составляют белый спектр, тем цветопередача выше. Белый свет солнца можно разложить призмой и увидеть, что он состоит из всех возможных чистых цветов. Причем холодный белый свет солнца и голубого неба состоит из всех цветов примерно в равной пропорции, под таким светом видно все, что способно разглядеть человеческое зрение.
В теплом свете лампы накаливания или в еще более теплом свете пламени свечи преобладает красный свет и явно не хватает синего — насыщенность цветов ниже, цветовых оттенков видно меньше.

Поэтому, несмотря на формально высокую цветопередачу лампы накаливания, для работы с цветом выбирают холодные источники света максимальной цветопередачи.

Белый свет можно собрать из семи цветов, как солнечный; можно только из трех, как белый свет монитора; а можно только из двух — синего и желтого. Белый светодиод состоит из синего кристалла с каплей люминофора сверху. Ток проходит через кристалл и вызывает его свечение синим светом, синий свет частично поглощается люминофором и вызывает его свечение желтым — при должной пропорции синего и желтого получается белый свет с низкой цветопередачей Ra 60. Усложнение состава люминофора добавит в спектр дополнительные цвета, и цветопередача станет выше.

Что будет, если лицо девушки с голубыми глазами и красными губами осветить светом из синего и желтого компонентов, в котором вообще нет голубого и красного? Все оттенки голубого схлопнутся в один темно-синий, все оттенки красного станут коричневым. Цвета не просто поменяются, их станет меньше; они станут другими и менее сложными.

Проблема низкой цветопередачи — не только уменьшение количества оттенков, но и то, что цвета приобретают несвойственные им тона. Памятные цвета, такие как цвет кожи или продуктов, под естественным освещением узнаваемы; несвойственные им оттенки вызывают сомнения и тревогу. Со временем состав люминофоров усложняется, спектр белых светодиодов расширяется, заполняется, становится более похожим на спектр солнечного света.

Будет ли искусственный свет лучше естественного?

Шкала оценки цветопередачи CRI используется с 1965 года, а с 2015-го промышленность начала использовать метрику TM-30. Этот стандарт позволяет рассчитать не один общий индекс Ra, а два основных — индекс точности Rf и индекс насыщенности Rg. Индекс точности примерно соответствует классическому Ra и показывает степень соответствия цветов под оцениваемым и под естественным светом. А индекс насыщенности определяет, насколько изменилась насыщенность цвета.
Как только новая методика распространилась, крупнейшие мировые производители научились делать светодиоды, под светом которых цвета выглядят более насыщенными, чем под солнечным светом. Это трудно описать словами, нужно видеть своими глазами — свет с высоким Rg действительно делает цвета фруктов и тканей более яркими. Такие демонстрации можно увидеть на светотехнических выставках или в шоурумах производителей освещения для ретейла.

Хорошо ли, когда освещение делает комнату немного похожей на яркий мультфильм? Наверное, в магазинах одежды и в овощных отделах в скором будущем нам придется выбирать товары только под таким светом, другого выхода не будет. А дома для себя мы можем сделать любое освещение.
К примеру, ванная комната, несмотря на свое название, не воспринимается как комната отчасти из-за того, что обычно в ней нет окна. Хорошее освещение позволит исправить этот недостаток и сделать время, проведенное в помещении, более полноценным. Цветопередача в ванной, где мы смотрим на себя в зеркало, должна быть максимально высокой, но теплый свет мы хотим или холодный, видеть больше оттенков или меньше, использовать свет повышающий или снижающий насыщенность цветов — все это остается на наше усмотрение. Появилась возможность личной оценки и выбора. И такой выбор нужно сделать для каждого помещения и настроения. А потом передумать. Посмотреть своими глазами, попробовать увидеть и понять больше, чем знали раньше, и решить для себя, что нравится сегодня. Для развития техники нужен человек требовательный, наслаждающийся способностью видеть и слушать свои чувства.


0
Опубликовано: 10.02.20
Комментировать

Оставить комментарий

Вы должны авторизироваться чтобы оставлять комментарии.



ВНИМАНИЕ!

1. Любое несанкционированное копирование, воспроизведение импорт и распространение материалов этого сайта или его части любыми способами, включая электронное копирование, хранение или пересылку, является нарушением соответствующих законов ГК РФ.

2. Копирование и использование каталогов и баз данных происходит только для нужд внутри организации, пересылка баз данных и строительных объектов, партнерам и смежникам запрещена - без нашего письменного согласия или без ссылки на наш ресурс: datahomes.ru.

3. Санкционированное копирование и размещение наших аналитических и новостных статей, происходит только при наличии ссылки на наш ресурс: datahomes.ru
Adblock
detector